Возврат на главную страницу |
Философия бытия
профессор доктор
философских наук
Баранов Станислав Трофимович
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ
ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
Аннотация:
В статье рассматривается
культурологический феномен, который выражается в росте количества онтологических
представлений. Развитие цивилизаций, культуры, научные достижения раскрывают
сложную организацию в микромире, макромире и мегамире, как Природы, так самого
человека. Отмечается, что современный этап развития человечества характеризуется
многообразием учений, каждая из которых рисует свою картину мира. В работе
делается акцент на критическом анализе онтологических учений
естествоиспытателей. В их числе квантовая теория реальности, квантовая теория
полей, элиминативизм, насыщенная онтология, скудная онтология, профанная
онтология. Автор делает заключение, что рост многообразия онтологий – следствие
научного прогресса, но это явление временное, в будущем наука и философия придут
к единому пониманию картины Мира.
Ключевые слова:
онтология; жизнь; квантовая теория реальности; натурализм; смысл существования
разумной жизни; трансцендентальный мир; элиминативизм; эссенциализм; квантовая
теория полей, энтропия; синергетика.
PROBLEMS OF ONTOLOGY IN MODERN SCIENCE
Baranov S. T.
Abstract:
the article deals with the cultural phenomenon, which is expressed in the growth
of the number of ontological representations. The development of civilizations,
culture, scientific achievements reveal a complex organization in the microcosm,
macrocosm and megamir, both Nature and man himself. It is noted that the modern
stage of human development is characterized by a variety of teachings, each of
which draws its own picture of the world. The paper focuses on the critical
analysis of ontological teachings of natural scientists. Among them, the quantum
theory of reality, quantum theory of fields, eliminativism, a rich ontology, a
sparse ontology, ontology profane. The author concludes that the growth of
ontology diversity is a consequence of scientific progress, but this phenomenon
is temporary, in the future science and philosophy will come to a common
understanding of the world picture.
Key words:
ontology; life; quantum theory of reality; naturalism;
the meaning of the existence of
intelligent life; transcendental world; eliminativism; essentialism; quantum
field theory, entropy; synergetics.
Елена
Петровна Блаватская (1831–1891) в своих книгах, особенно в работе «Тайная
доктрина. Синтез науки, религии и философии» подвергла резкой критике физиков и
биологов своего времени (XIX в.) за
механицизм в решении онтологических проблем[2, с.649]. Ученые естествознания
XIX века физические
законы, в начале законы классической механики, затем теорию относительности и
квантовой механики признавали универсальными и абсолютными. С помощью
математики, физики, химии и биологии можно объяснить сущность и функциональное
содержание всех существующих явлений, как природных, так и социальных. Эти
ученые считали, что не может быть неразрешимых проблем. Необходимо лишь какое-то
время, чтобы найти ответы на вопросы – происхождение жизни и человека, смысл
человеческого бытия, счастье, любовь и т. п.
Однако,
в конце ХХ века, в начале
XXI века легкомыслие в рассуждениях ученых–естественников отступило после
глубокого изучения физиологии человека, исследования физиков и химиков
синергетического направления проблем источников движения и развития явлений,
процессов, происходящих в мире. Стихийный, вульгарный материализм оказался в
тупике. Некоторые ученые заявили, в данной ситуации выход один – признать
существование Бога, который задумал этот мир и занимается реализацией своих
идей. Что касается человека, то ему не дано
проникнуть в «божественные дела».
Другая
часть ученых естествознания решила не сдаваться, и продолжить работу по
объяснению происхождения жизни, смысла существования человечества, изменив свои
онтологические представления. Главным своим противником сделала натурализм,
придумав ему определение, сущность, содержание и форму. Современный натурализм в
их понятии – это мировоззрение, напоминающее советскую философию в худшем
варианте. Стараются не замечать диалектики марксистской философии, для которой
были характерны – принципы всеобщего развития, бесконечного многообразия
явлений, процессов, их связей и взаимодействия. В то же время идеи и принципы
материалистической диалектики им близки, на них они часто
опираются в своих научных рассуждениях.
Главный
«грех» «натурализма» состоит в
признании абсолютности морали, в
объективном существовании общесоциологических законов, прогрессивном
гуманистическом развитии человечества.
Здесь современные физики полностью на стороне французского постмодернизма[4,
с.39].
Они утверждают, что человечеству неизвестно до сих пор, как надо жить, чтобы
быть порядочными людьми. Только научные представления о Вселенной, которых пока
еще недостаточно, помогут людям, наконец, узнать свой смысл жизни. Человечество
еще не определилось в понимании роли денег,
семьи, родителей, детей; в понимании: Что такое счастье, радость, истина,
гуманность? Все это рассматривается на обыденном, повседневном уровне в
отсутствие критериев, меры подлинной
жизни. Ученые естествоиспытатели отрицают социальный опыт, объясняют
индивидуальную и общественную жизнь взаимодействием атомов, подчиняющиеся
законам физики. К, сожалению, современные философствующие физики, химики не
стремятся обратиться к глубоким философским знаниям, накопленным почти за 3
тысячелетия.
Исторический факт, в ХХ веке появилась большая группа ученых, физиков, химиков,
биологов, которые своим творчеством пытаются устранить замечания русского
мыслителя Елены Петровны Блаватской в адрес естествознания. Получить живую
материю из неживой с помощью законов классической или неклассической физики
невозможно. Сбылось предсказания Блаватской, что через 100 лет механицизм в
науке будет уходить в прошлое, начнется сближение науки, философии и теологии, и
их совместная деятельность по объяснению жизни. Уильфрид Селларс (1912–1989),
американский философ–аналитик, один из основателей критического реализма,
создания «нового унифицированного мировоззрения, в основе которого лежит
наука»[6, с. 29].
Шон
Кэрролл, Уилфрид Селларс называли законы физики элементарных частиц и полей
Базовой теорией в объяснении Вселенной, одновременно их внимание было
направленно на структуру обыденного сознания, элементы которого составляет
фундамент индивидуального сознания. Ш. Кэрролл различает в структуре
повседневного сознания «насыщенную», «скудную»
онтологии. Насыщенная онтология включает фундаментальные категории, в их
числе – любовь, рай, причина, брак, жизнь, огонь, земля, влажность и другие. По
признанию физика, фундаментальные категории играют важнейшую роль в формировании
глубоких, всесторонних представлений о реальности. Скудная онтология – это
концепция о чувственных образах окружающей среды в их числе законы природы,
объяснения, время, счастье, добродетель, общество, энергия и др. У. Селларс
говорит о существовании «профанной» онтологии, основанной на
повседневном опыте. Однако, по мнению ученого, профанная и научная
концепции «должны быть совместимы друг с другом как разные способы рассуждения о
мире»[6, с. 29].
Психология, философия, наука, если раньше просто соприкасались, то сейчас они
постепенно сливаются в единое целое. Человек теперь рассматривается не только,
как производное, но и как производящее могучее существо, находящееся в
органическом единстве с Космосом, вместе с тем космические функции плотно скрыты
от человечества. Человек с древнейших времен, с появлением на Земле, ощущал,
чувствовал, воспринимал, мыслил свое единство со всей природой, внешней и
внутренней. Эта непосредственная связь человека с явлениями, предметами,
процессами была отражена на теоретическом уровне в астрологии, религии и
философии. Существует многообразие философских учений, дискурсов, обыгрывающих
взаимодействие человека, духовного и материального миров. Хорошо известно
изречение Иммануила Канта о том, что его воображение постоянно поражают две
вещи: звездное небо над ним и моральный закон в нем. Своим учением о
существовании трансцендентального
мира он фактически объединил микромир, макромир и мегамир.
Истории
человечества известны множество религиозных, натуралистических, философских,
социологических, культурологических, научных учений, которые рисуют картины
мира, в которых описывается механизм взаимодействия трех миров во всей Вселенной
и микромира, макромира, мегамира внутри
человека. Микромир составляют фундаментальные основы сознания человека:
эгоцентризм, сексуальные импульсы,
абсолютная мораль, эстетические задатки, мысли о Боге, свобода как основной
способ существования Бытия. Макромир – это социальный статус – образование,
семья, этнос, профессия, работа, общественная деятельность;
мегамир человека – это его духовность.
Шон Кэрролл в книге «Вселенная»
рассматривает вопросы – происхождение жизни, смысл существования человека,
строение Космоса, для их характеристики и оценки использует понятия
элиминативизм и эссенциализм. Элиминативизм – допускает абсурдность,
противоречивость в мыслях и поступках, подвергает сомнению традиции, веру.
Эссенциализм – это тенденция с противоположным уклоном, признающим незыблемость
основ, абсолютность идей[6, с. 151]. Например, коммунизм, который утверждает
существование объективных законов социального развития, заставляет верить в
коммунизм, общество, где абсолютное равенство, братство, свобода и демократия.
Религиозные доктрины так же источник эссенциализма. Бог – это Все, это
неизменное, постоянное, вечное, Всемогущее существо, направляющее движение
человечества в одном направлении. Эссенциализм религии проявляется в частности в
недопущении «расстройства гендерной идентичности», т. е. не допускает однополые
браки и изменение пола.
Подвергая резкой критики религию, многие, особенно естествоиспытатели, не
замечают идеи, которые несовместимые с эссенциализмом. Проблема свободы и
ответственности, главнейшая философская проблема, которая является
трудноразрешимой для философии и науки, решается в религии. В христианской
религии человек – это не Божий раб, лишенный прав и возможности выбирать
жизненный путь. Бог напоминает человеку, что он человек, главным для него
является духовность, а не обогащение и власть, и он имеет полное право
самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Религиозные концепции убедительно
доказывают, что свобода есть фундаментальная основа личности, занимающая особое
место в микроструктуре человека, самостоятельного, разумного существа. Свобода
является необходимым условием существования человечества, ее развитие
обеспечивает прогрессивное развитие социума.
Появление квантовой механики
сопровождалось открытием электрона и других, непредсказуемых в своих движениях,
элементарных частиц. «Странное» поведение электрона, есть не что иное, как
подтверждение мысли, убежденной в том, что свобода – всеобщее свойство
Вселенной, более того способом ее существования. Квантовая механика открыла
удивительный, загадочный, таинственный микромир. Несмотря на огромные трудности
физиков в исследовании микромира, это – движение естествознания к более
глубокому пониманию сущности человека. «Квантовая механика, – пишет Шон Кэрролл,
– непосредственно связана со многими проблемами, с которыми приходится
сталкиваться, пытаясь осмыслить человеческое бытие в мире: детерминизмом,
причинно–следственными связями, свободной волей, происхождением самой
Вселенной»[6, с. 169].
Квантовая механика раскрыла глубочайшую, фундаментальную картину мира, которая
породила разные по содержанию концепции. Большинство физиков уверено, что это
новый физический мир со свойствами, не воспринимаемыми здравым смыслом человека.
Все существующее – планеты, звезды, человек, животный и растительный миры
состоят из трех частиц, электрона, протона, нейтрона и их взаимодействий.
Протоны и нейтроны в свою очередь состоят из более мелких частиц
u-кварков и
d-кварков, которые
удерживаются вместе в результате воздействия на них частиц, получивших название
«глюоны». Предполагается, таким образом, что все состоит из частиц и их
взаимодействий и эта теория получила название квантовой теория реальности. К
этой теории примыкает квантовая теория полей, которая утверждает, что частицы и
их взаимодействия возникают из полей.
Как в
философии существуют материалисты и идеалисты, так в физике, одни ученые
признают за миром элементарных частиц физическое существование, другие отрицают.
Концепция, отрицающаяся объективное существование микромира, является
антиреалистической. На позицию антиреализма стал великий датский физик–теоретик
Нильс Бор(1885–1962). «Квантового мира не существует. – писал Н. Бор, – Есть
только абстрактное, физическое описание. Неверно полагать, что задача физики –
выяснить, какова природа на самом деле. Физика занимается тем, что мы можем
сказать о природе»[6, с. 177]. Однако эта философия не помешала датскому физику
реально участвовать над созданием реальной атомной бомбы. Его обращение к
международному научному сообществу после
взрыва первой атомной бомбы 16 июля 1945 года в США, с призывом международного
контроля за атомной энергией, не смог остановить безумство человечества.
В
современной квантовой механике широкое распространение получила мысль – вся
Вселенная возникла в загадочных волнах мирового нефизического океана. Возник
новый вариант квантовой онтологии – волновая функция, позаимствованная
из древнеиндийской философии о Парабрахмане. Физики пришли к выводу, что
для объяснения свойств физического мира необходим нефизический феномен, влияющий
на свойства физической материи. Во всех вариантах онтологий классической
механики нет ни одного намека на существование непосредственной связи так
называемого «Базисной основы» Вселенной с теми явлениями, которые обозначаются
понятием жизнь. Мир элементарных частиц, их взаимодействий, а также полей
существует параллельно, независимо от сознания человека, его духовных качеств и
души. Физический микромир, Базисная основа Вселенной, не пересекается с
микроструктурой личности, ее фундаментальными основами.
В
кажущемся бесконечном многообразии явлений во Вселенной явно просматривается их
единство в структурном построении и механизме функционирования.
Общепринято всеми естественными,
техническими, гуманитарными науками считать структурность всеобщим свойством
всего мира. Неслучайно в философии
пара понятий – структура и элемент – признаны в качестве главных философских
категорий. Структура – это способ существования физического мира, образование
структур это путь к упорядочиванию всего существующего, их взаимодействие
источник движения и развития всех предметов, явлений, процессов, отношений,
свойств и качеств. В естествознании и, прежде всего, в физике и химии в ХХ веке
возникла синергетика, учение о саморазвитии и самосовершенствовании
материального мира, главными понятиями которого является открытая система.
Синергетика, доказывая, что самосовершенствование является всеобщим свойством
материи, детально рассматривает на примере физических и химических явлений
изменения структуры, ее временное существование.
Современная наука, в том числе
физиология, психология, философия,
социология, распространяет
особенность структурных изменений, открытых в естествознании, на развитие
человека и общества в целом. Марксистское учение о революционной ситуации в
социуме предвосхищает, претворяет главные открытия синергетики по вопросу
перехода от одной стадии к другой в
процессе развития системы. Жизнь, формы которой наличествуют на планете Земля и
являются необыкновенно уникальными во Вселенной, имеет структурность, похожую на
структурность материального мира. Шон Кэрролл перечисляет универсальные
свойства, характерные для всей «известной нам жизни». Ими являются:
компартментализация, метаболизм, размножение, изменчивость, приобретение новых
свойств, самоорганизация.
Компартментальное явление это защита данного феномена от внешней среды,
например, клетки живого организма заключены в клеточную мембрану, которая
отделяет внутренности клетки от окружающего мира. Отдельность, самостоятельность
проявляется в компартментальном свойстве, необходимом для осуществления
саоморганизации. Самоорганизующаяся деятельность материи наблюдается на всех
уровнях: атомном, молекулярном и т. д. Например, ярким примером самоорганизации
рассматривается в процессе взаимодействия липидов с водной средой. Липид –
особая органическая молекула, которая имеет гидрофильную головку (тяга к воде) и
гидрофобный хвост (отталкивающий воду). Группа липидов, попадая в воду
моментально образует бислой или мицеллу, поверхность которых состоит из
гидрофильный головок, контактирующихся с водой, а гидрофобные хвосты сплетаются
друг с другом в глубине образованной фигуры. Из двух липидных поверхностей
образуются бислойные мембраны, которые при возникновении жизни могли бы
превратиться в клеточные мембраны.
Современные ученые в решении проблемы жизни наступают на те же грабли, об
которые спотыкались ученые
XIX века, которые
с помощью химических реакций пытались создать живую клетку. До сих пор
отсутствует научное определение жизни, которое было бы одобрено научным
сообществом. Рассуждений, высказываний по вопросу: «Что такое жизнь?» – очень
много. Американский геохимик Майкл Рассел на этот вопрос отвечает следующим
образом: «Все просто, смысл жизни – гидрогенизировать диоксид углероде»[6, с.
272].
Наука ХХ
века сделала большой шаг вперед в направлении решения проблем, связанных с таким
удивительным космическим феноменом, которым является жизнь. Генная теория
раскрывает схему хранения и передачи генетической информации, позволяющая живым
организмам функционировать. Эта информация кодируется четырьмя «буквами»,
молекулами А (аденин), Т (тимин), Ц (цитозин), Г (гуанин). Эти молекулы есть
алфавит генетического языка. В 1953 году Стэнли Миллер и Гарольд Юрии провели
знаменитый эксперимент, в результате которого получили некоторые аминокислоты –
органические соединения, играющие ключевую роль в биохимии. Следующим этапом, не
менее сложным, является образование белков, выполняющих в организме всю сложную
биохимическую работу.
Ученые,
пытаясь объяснить и доказать возникновение жизни, задумались, как во Вселенной
после Большого взрыва в среде хаотически движущихся частиц и полей могла быть
«собрана» живая клетка. Фред Хойли, знаменитый британский астрофизик, посчитал
возможность возникновения жизни и сделал вывод, что вероятность «самосборки»
жизни составляет примерно 1 к 10
сорокатысячной степени. Шон Кэрролл считает, что «вероятность того, что высшие
формы жизни могли возникнуть этим путем, можно сравнить с вероятностью того, что
торнадо, пронесшийся по свалке, мог
собрать Боинг-777 из находящихся там материалов»[6, с. 285].
Возникает вопрос – могут ли живые организмы, эти чудеса эффективности и
изобретательности, возникнуть из случайных изменений доже в течении очень
долгого времени[5, с. 25]. Организмы могут совершенствоваться путем случайной
изменчивости, но их возникновение – это совсем другой случай.
Многие естествоиспытатели стремятся доказать, что чисто физическая
Вселенная, состоящая из взаимодействующих квантовых полей, способна создать
жизнь, создать «конструкцию без Конструктора». Эти ученые даже считают, что
законы физики предполагают появление носителей разумной жизни, вроде жителей
Земли, развивающихся, обладающих творческой преобразовательной деятельностью.
Человек – венец очень длительного развития Вселенной, его появлению
предшествовали относительно простые формы проявления жизни. Уровень простейших
частиц и их взаимодействий лежи в основе всего. Когда мы питаемся, дышим,
лечимся в течении нашей повседневной жизни, мы возвращаемся к молекулам, атомам,
фотонам, из которых состоят продукты питания и лекарства. Окончательное решение
проблем происхождения жизни и ее сущности впереди, и связано оно, прежде всего,
с творческой работой ученых в пространстве физики, химии, математики и биологии.
Самым
таинственным в Космосе является возникновение столь высокоорганизованных систем,
как сообщество людей на Земле. Парадоксально, что это событие происходит в
моменты роста энтропии во Вселенной, когда нарастает неупорядочность,
случайность. Некоторые ученые вслед за Еленой Блаватской считают, что объяснить
возникновение жизни с помощью одного естествознания невозможно. Следует признать
наличие нефизической жизненной силы,
благодаря которой происходят чудеса в Космосе. Атеисты эту силу называют мифом,
сверхъестественным вмешательством, надуманным Мировым Разумом. По убеждению
Блаватской, сверхъестественное не существует, а есть незнание, неумение
объяснить. Теория разумного замысла имеет множество вариантов. Религия признает
центральную роль Бога в существующей Вселенной и всего того, в ней происходит.
Познание
человеком внешнего мира и самого себя процесс гораздо сложнее, чем мы сегодня
его представляем. Особенность исследовательской деятельности естествоиспытателей
состоит в том, что она полностью строится на показаниях органов чувств человека.
Многочисленные технические средства, которые устанавливаются между
исследователями и объектами, лишь усиливают познавательные возможности
чувственного физического мира. Но, кроме физической среды, существует
трансцендентальный мир, который не воспринимается не чувствами и не разумом.
Ученые естествоиспытатели упрощают мир,
рассматривают его однобоко, с одной стороны, поэтому объяснить
происхождение жизни, показать ее сущность им не удается.
Убедительное доказательство существования
нематериального, нефизического мира дают большинство представителей мировой
классической философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, В. Соловьев и другие)
и мировые религии. Религиозные мыслитель и служители храмов сделали выдающееся
открытие – доказали возможность непосредственного общения человека с духовным
миром посредством молитвы. Рассуждения ученых естествоиспытателей противоречивы,
с одной стороны, пытаются показать происхождение жизни, с другой стороны,
утверждают, что она завершается смертью.
Шон
Кэрролл в своей книге «Вселенная», в 3-ей части, называемой «Сущность», пишет,
что мы ученые, глубоко убеждены, кроме физического мира, не существует никакой
другой. Наука это доказала, сформулировав Базовую теорию, согласно которой
фундаментом, первоосновой всего Космоса, всего в нем находящегося, являются
элементарные частицы, поля и их взаимодействия. В Космосе нет места для якобы
бессмертной души, ангелов, Бога, после смерти жизнь не существует. «Каждому из
нас, как живому существу, отведен конечный промежуток времени, и когда он
заканчивается, после него уже ничего нет»[6, с. 231].
Человек
состоит лишь из частиц и сил, согласно Базовой теории, и не может иметь
нематериальную душу – это категорический вывод большинства современных ученых
естествоиспытателей. Это учение очень желательно олигархам, живущим за счет
жизни и здоровья трудового народа. Нет души, нет жизни после смерти, в этом
случае долой совесть, в целом, моральные правила и принципы.
Литература
1. Аманда Гефтер. На лужайке
Эйнштейна. Что такое ничто и где начинается ВСЁ. – Москва: Изд-во АСТ. 2016. С.
608.
2. Блаватская Е. П. Из пещер
и дебрей Индостана. – М.: Эксмо. 2005.
3. Джим Аль-Халили, Джонджо
Макфадден. Жизнь на грани – СПб., Москва: «Питер».2017. С.414.
4. Душина Т. В., Бакланов И.
С., Баранов С. Т. Философия знания постмодернизма. Учебное пособие. –
Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С.139.
5. Душина Т. В., Баранов С.
Т. Концепт «скрытые силы» в социально-философской теории. – Ставрополь:
СевКавГТУ. 2009.
Назад Назад Вперед |